Четверг, сентября 21, 2017

Это не реклама. Это не большая история из моей жизни, связанная с индивидуальным средством передвижения по воде. Не претендую на абсолютную истину в используемых терминах, названиях, и прочих упомянутых ниже словах и выводах, т.к. это всего-лишь мои эмоции,  умозаключения, догадки и мысли, а я далеко не считаю себя специалистом в водно-технической теме. Кроме того, не имею специального образования и специального опыта, не состою в специальных организациях, кружках и секциях. Я даже беспартийный. Просто эта тема очень увлекла меня в текущий период времени.

Евгений

г. Екатеринбург, июль 2016г.

Выбор плавсредства.

        Так как я любитель бывать на природе, при этом лучше в местах, где нет «городского пляжа» с невообразимым количеством шумных и не скромных отдыхающих, соответственно подбираю себе средства передвижения, позволяющие добраться в укромные уголки трудно доступные и не захламленные «цивилизацией». 

        Этим-же руководствовался при выборе плавсредства. Основные критерии отбора:

1. сносный вес при хорошей грузоподъемности;

2. компактность (возможность перевозки на легковом авто);

3. экономичность двигателя (5-6, максимум 9,9 л/с — плюс малый вес двигателя) при относительно хороших ходовых и скоростных качествах;

4. и конечно проходимость с относительной универсальностью (разнообразные водоемы и реки).

Условия эксплуатации от узких и иногда мелких рек, рек с относительно серьезным течением иногда с перекатами, иногда с лесными завалами, до озер и водохранилищ с волной. До морей и океанов от места где я живу далеко (Центральный Урал), соответственно выход в их акваторию не рассматривается (пока) — уже проще...

        При всем при этом, плавстредство должно относительно комфортно перемещать двух-трех «хомячков» с походными шмотками на 5-7 дней, либо просто «с ветерком» покатать близких 4-5 человек. Да, и к тому-же, немаловажную роль играл «финансовый вопрос».

        В общем должна присутствовать некая универсальность, которая как известно, идеальной быть не может... Тем не менее я не оставлял надежды найти компромисс всех «хотелок» и какое-то, максимально-возможное приближение Т.Т.Х. искомого плавсредства к тем задачам, которые для него ставились. Наверное в течении года лопатил интернет, советовался с друзьями и знакомыми. Переварил кучную кучу информации. Общался как с земляками, так и с найденными знатоками из Питера, Мурманска, Сибири и Дальнего Востока. Очень воодушевили и вселили надежду на успех мероприятия ролики даже одного финского парня. Вообще - Гугл и Ютьюб = силище!!!  Немного «въехал в тему», вернее в ее теоретическую часть. Познакомился с формулой Фруда (не путать с Фрейдом...). И узнал еще очень-очень много нового для себя. Относительно быстро сузил круг поиска к плавсредствам типов байдарка и каноэ. Помните вид индейских пирог из книг и фильмов? А наши деревянные плоскодонки? Правильно — узкие и длинные. В моем случае они должны быть надувными, да еще со стационарным транцем под мотор, но сохранить относительно легкий ход под веслами. Дальше было тяжелее. Если бы была возможно протестировать то и другое — полагаю вопрос решился бы быстро. Но в нашем регионе очень распространены только суда с типо-размером очень близким к квадрату, шлюпкам, либо «катера и яхты», вовсе не транспортабельные или для перемещения которых необходим автоприцеп со всем вытекающими..., да простят меня обладатели этих плавсредств — конечно ни кого не хочу обидеть, просто по моим критериям и Т.Т.Х. они меня не очень устраивали. Конкретно под мои задачи. Или под мои фантазии — наверное так правильнее...

       Итак, надувная байдарка или каноэ со стационарным транцем под мотор от 5 до 9,9 л/с.  Далее круг поиска стал еще уже — типы таких лодок, как Катабайд и Кабот — вроде теплее..

У меня опять муки выбора и поиски порций новой информации, теперь уже более детальной.

Катабайд ближе к «комплекту эгоиста»  - очень своеобразные и классные плавсредства, о существовании которых я даже не подозревал. Ходкое, легкое и проходимое. Необычное сочетание катамаранной схемы (опора на воду двумя баллонами, дно практически не участвует в скольжении по воде) при общей байдарочной ширине! Не буду вдаваться в подробности о конструктиве и производителях — просто очень-очень интересные средства передвижения по воде, на мой взгляд. Но что-то в них не очень меня устраивало и иногда настораживало. Эх, вот бы в живую попробовать! Что-же, такой возможности нет... Думаем, читаем, смотрим, слушаем...Очень привлекли конструкции нескольких Каботов, особенно иностранного производства, о которых красноречиво рассказывала ин-т сеть и упомянутый выше финский парень. Наши соотечественники тоже не отстают и конечно их мнение понятнее (менталитет-то один). Думаем, складываем и вычитаем опыт и мнение других...

       На этом этапе в ин-т сети я наткнулся на интересную информацию, а именно: совсем не далеко от меня (порядка 400 км.) — в Пермском крае, в городе Лысьва есть небольшое производство, специализирующееся на изготовлении разнообразных надувных катамаранов. В качестве эксперимента (как я позже понял) было буквально спроектировано, и к тому моменту уже испытано интересное плавсредство, под сырым названием «новое зеленое каноэ»! Вернее было сделано и испытано два прототипа длиной порядка 6 и 4 метров при общей максимальной ширине порядка 1,2 метра! И после их испытаний «на поток» планируется поставить нечто среднее — общая длина 5,2 при максимальной ширине 1,1! Вот как — совсем почти горячо! Первые, увиденные мной фотографии просто завораживали. Очень правильные и даже красивые обводы. Сложно выразить словами. Прямо торкнуло!

Итак, его ТактикоТехническиеХарактеристики:

Материал ПВХ Мирасол 850 гр/м2
3 отсека
Длина 5,2 м
Диаметр (макс) 0,35 м
Ширина (макс) 1,1м
Дно вкладное НДНД,толщина 8 см
Транец 25мм
Двигатель (макс) 10 л/с

В транспортировочном состоянии каноэ разделено на две сумки: само каноэ вес 22 кг и вторая, в которой НДНД с комплектацией (весла, банки, насос и ремкомплект) вес 12 кг.

         Долго я формулировал и задавал вопросы производителю, в перерывах глубже вникая в тему. Получал односложные короткие, но исчерпывающие ответы. Уже июль... Банзай! И вот я — обладатель «нового зеленого каноэ»! Выкруживаю одну неделю на работе. У друга беру четырехтактный Судзуки 6 для ходовых испытаний и предметного понимания при выборе подходящего мотора для себя. Гружусь в Гольф (на время зафрахтованный у дамы сердца). Акцентирую внимание — гружусь в Гольф трехдверку! Это плавсредство + мотор + шмутки + дама сердца + продукты и всякая всячина... Правда пришлось разложить спинки задних сидений... И сматываюсь в деревню, где есть хороший пруд и река. Сбылась мечта идиота! Первый тест на местном пруду. Потом предстоит 3х-4х дневный походик вверх и в низ по реке. Планируемое расстояние порядка 100 км (что получится по факту пока не знаю). Затем в планах посещение водохранилища — не самого большого у нас, но и не самого маленького — если получится, то на пару дней. С собой туристический навигатор, телефон с кой-какой камерой, спиннинги, приманки и прочее нужное (и не очень) барахлишко. Погода — не разбери — поймешь, но это уже не важно. Дальше будут тесты и мои впечатления о выбранном и приобретенном каноэ системы «новое зеленое каноэ». Кстати, намекнул родителю лодки, о том, что не плохо было-бы придумать и официальное имя плавсредству. Он конечно согласен, что это «недоработка», но видимо пока «не озарило».

          Пятница 15 июля 2016 года, на часах 18-52, впереди пятничные городские пробки и 120 км по трассе! Обожаю такие моменты!

Впечатления.

          Суббота 16.07. Первая сборка и первый тест на небольшом местном водохранилище. Чистая акватория, комфортная глубина, отсутствие зарослей, местами очень слабое течение, небольшой ветер и совсем небольшая волна.

kanoe 4

          Итак, каноэ. Две сумки и мотор в одну каску без особых усилий погружены в авто и также без особых усилий разгружены на берегу. Вес и компактность=хорошие плюсы. При распаковке просто наслаждаюсь качеством швов и фурнитуры! Сборка не вызвала особых затруднений, все понятно и логично. Немного повозился с укладкой НДНД, но думаю это дело привычки — главное понять, что в итоге должно получится все ровно, без перекосов по бортам — это важно, т.к. скажется на курсовой устойчивости и скорости. И также может привести к появлению всяких неприятностей, которые вылезают на скорости -  эффект «банана» и «плавающий пузырь» под дном в задней части. Насос из комплекта нужно менять — он будет оставлен как сраховочный и кататься вместе с ремкомплектом во время выходов. Самое не приятное упущение — у меня нет манометра для правильной накачки лодки, а именно эта составляющая очень важна для такой конструкции. В итоге накачал «на щелчок» (практически «на глазок»). Потом пару раз подкачивал, но осталось ощущение, что 1. всеравно не догнал до нужного давления (особенно НДНД) и 2. осталась разница давления в секциях (их три — бортовые баллоны и передняя треть с носом). После сборки наслаждался внешним видом плавсредства — красотища, да и только! Надо сказать в живую 5,2 метра длины вовсе не выглядят излишними. Все достаточно гармонично, а линии обводов — просто произведение инженерного искусства! Прямо представляешь гидро- и аэро — динамические законы в действии!

kanoe 5

          На воде. На штатных распашных веслах классный легкий ход. Отлично держит курс. Для быстрого разворота нужно работать обоими веслами — это понятно при такой длине. При своем росте (1м 86 см) вполне эффективно получалось грести сидя на банке, но надо приноровиться — как впрочем во всем в нашей жизни... Надо будет попробовать с  байдарочным и потом с одним катамаранным (канойным) веслом. Одно точно подтвердилось — в случае необходимости долго идти на веслах — это реально, т.к. каноэ на веслах достаточно «ходко».

         После запуска мотора некоторое время привыкал... к малой общей ширине (в самом широком месте около 1м10 см) и к внутреннему пространству в купе с относительно высокой посадкой на банках и малой высотой кокпита (дно приклеено на 5 см. выше нижнего среза баллонов плюс высота НДНД 8 см). Но освоился быстро, т.к. валкость практически не ощущается (в дальнейшем пробовал пройти по всей длине по одному баллону — без проблем!). Управляемость достаточно предсказуема. Немного покатался — привыкал, пробовал, слушал, смотрел. Забегая вперед, скажу, что вопрос с мотором для меня пока открыт. Сейчас каноэ тестировал с 4х-тактным Судзуки 6. На штатном транце. Не получилось поэкспериментировать с высотой и наклоном установки мотора. Сложилось впечатление, что на транце мотор надо поднимать (наверное до 5 см) и конечно пробовать менять угол наклона относительно транца — эти эксперименты впереди. Сразу оговорюсь — скорость не самоцель и это каноэ бралось не для веселых скоростных покатушек, однако относительно быстро и с наименьшими затратами добраться до места (например для рыбалки в глухих местах) на расстоянии порядка 100-150 км. Было бы не плохо... Тем не менее озвучу что получилось из того, что получилось при всем «стоковом» и не отрегулируемом, с непонятным давлением в баллонах и в НДНД: на легке с одним седоком весом порядка 85 кг. скорость 27 км/час в стоячей воде с несущественным ветром. Отличная управляемость и курсовая устойчивость. Абсолютно горизонтальное продольное положение относительно поверхности воды! Однозначно нужен удлинитель румпеля (удлинитель ручки двигателя). Благо штатное крепление банок (ликтросы) позволяет менять расстояние посадки судоводителя от двигателя. На сколько хватило длины рук перемещался вдоль корпуса — желание  пробовать с удлинителем стойкое, т.к. сразу чувствуешь изменение поведения лодки, звука мотора и скорости. Вдвоем, общий вес седоков порядка 140 кг, уверенная скорость 24 км/час. Периодически вылезал пузырь под задней частью дна. В причинах надо разбираться. Из первого, что пришло на ум — давление в балонах и особенно в НДНД, второе — играть с расположением груза по длине корпуса, особенно судоводителя. В обоих случаях, как такового режима глиссирования (в обще принятом понимании) не достиг. Лодка зависает в неком промежуточном режиме между водоизмещением и глиссированием. Возможно это ее «фамильная» (конструктивная) особенность, но прежде, чем утверждать однозначно — нужно добить вопросы с давлением, с расположением двигателя и м.б. с его мощностью, шаге винтов и пр.

           Понедельник 25.07.2016. Неделя пролетела в практическом знакомстве с каноэ, и, так сказать в боевом крещении. Был одиночный поход вверх по течению реки на 80 км, затем сплав обратно. В этом месте и в это время года река мелководная, насыщена перекатами с песчаным и галечным дном. Устье петляет, глубина, ширина реки и скорость течения постоянно меняются. Местами присутствуют береговые завалы (подмытый берег обваливается вместе с лесом). Узкие, «проходимые» под мотором, места с сильным течением иногда скрывают топляк или коряжник. На меляках благо дно не каменистое, а больше состоит из песчаника и дресьвы. Надо сказать испытание, не только для каноэ с мотором, но и для меня, т.к. частенько приходилось побыть бурлаком... По перекатам иногда тянул лодку за собой на тросу, иногда вставал сзади, упирался руками в ручки для переноски и толкал перед собой. Самое главное в такие моменты — держать лодку по курсу, иначе эту длину начнет разворачивать поперек течения, а борьба с ним и 5-метровым «бревнышком» дело хлопотное... Не мог нарадоваться, когда удавалось по узкой струе (ширина порядка 1,5-2х метров) при достаточной ее глубине пройти ходом на моторе. В общем, испытал много положительных моментов, связанных с особенностями конструкции именно этой лодки. Теоретические ощущения подтвердились практикой - с такой конструкцией лодки можно с наименьшими потерями забраться «в пампасы» в не простых условиях плавания. При этом иметь с собой относительно не большой запас горючего. Кстати, в эту вылазку взял с собой 10-литровую канистрочку и около 3х литров привез обратно. Тормознул — не взял с собой навигатор для измерения скорости, скорости течения, расстояний и пр. Но во первых, это было бы не показательно принимая во внимание вопросы с давлением воздуха и с двигателем, во вторых — это у нас еще впереди!

kanoe 6

           Потом был выезд на одно из озер челябинской области. Достаточно «не маленький» водоем с акваторией, где есть место разгуляться ветру и волнам (с одного берега не видно противоположного). Условия конечно не экстремальные, но достоинства именно такой конструкции лодки подтвердили теоретическую часть моих рассуждений при выборе плавстредства. Тут особенностью была волна и ветер. Волна не океанская конечно, но глядя на то как на ней «колбасит» рыбаков в коротких лодках я прям улыбался, не со зла конечно. Каноэ не ломает на встречных волнах и длина хорошо сглаживает «горки». Пробовал вставать бортом к волне — не комфортно, но достаточно устойчиво. Когда привык и понял поведение каноэ, вообще перестал замечать. Были вдвоем с шмотками, общий вес загрузки порядка 250 кг. Отлично работала брызгозащита (бортовой фартучек на носовой трети), по-моему ее надо совсем немного удлинить к середине, буквально 15-20 см. Уже смелее несколько раз прошелся по одному борту из конца в конец (опирался о напарника). Обратил внимание на «аэродинамику» корпуса при ветре — не феррари конечно, но большого дискомфорта или критичного влияния ветра на курсовую устойчивость нет. Похулиганил - не далеко от берега специально покатался один и без груза на носу навстречу волнам и ветру, дабы «поискать» оверкиль... Очень нужен удлинитель румпеля. Но критичного задирания носа на волнах и ветре нет. Это конечно, если не дурить с каким-нибудь «пламенным мотором». Сдается мне, что обводы днища хорошо «прилепляют» каноэ к плоскости воды.

           В целом впечатления очень хорошие. Надо поплотнее заняться вопросом жесткости НДНД  - возможно давление, а может быть лучше НДВД (хотя при такой длине вряд-ли будет разница). Возможно придется мудрить с фанерной или пластиковой вкладкой под НДНД в задней трети. Будем думать, спрашивать, читать, слушать и пробовать. Еще раз большое спасибо Сплав Мастеру за Изобретение и его Качество! Сделано с любовью и пониманием!  

 

          Двигатель.

Итак, первые испытания проходили с четырехтактным мотором Судзуки 6 л.с. Достаточно тяговитый и очень экономичный дрыгатель, но сложилось впечатление, что эта лодка может больше и ее потенциал с этим мотором не раскрыт . Да, есть скорость в 24 км/час при загрузке порядка 180 кг против течения и 27 км/час на озере. Но скорость не стабильная. При этом ручка газа застывала на волшебной отметке 2/3 газа, дальше скорость увеличивалась всего на 2-3 км/час, но у мотора просыпался аппетит и на таких оборотах ему было явно не комфортно, а поведение лодки становилось не стабильным... Правда вес у мотора просто очень замечательный! НО — при достигнутых скоростях каноэ шло не в классическом глиссируещем режиме, а в неком переходном от водоизмещения до глиссера. Но возможно и что-то где-то не настроено идеально, либо тандем лодка-мотор не идеален (возможно все таки чуть не хватает лошадок). Представил себе рыболовную вылазку с друзьями по реке на 100-150 км. (в одну сторону), у которых груженые лодки уверенно держат 30-35 км/час вверх по течению... Буду их тормозить, а не хочется. Повторюсь - скорость не самоцель! Каноэ подбиралось не для гонок по воде, однако при всех прочих достоинствах для моих задач, скорость его должна быть оптимально необходимой, скажем  уверенные 30 км/час при сохранении управляемости, комфорте и экономичности. В голову, как заноза впилось выражение одного опытного единомышленника — любителя вылазок в труднодоступные места, а именно: «... мощности мотора много не бывает...». При этом надо понимать — мощный мотор=тяжелый и прожорливый мотор...

      Опять на помощь пришел гугл! Очень интересные обзоры и тесты «выдает на гора» парень из Мурманска на Каботе иностранного производства. Просто очень интересные и как мне показалось очень грамотные. Своими экспериментами (а не только теоретическими рассуждениями) с использованием очень разных моторов он вывел для себя аксиому: надувная лодка такой конструкции (Кабот) и таких Т.Т.Х. без ущерба для безопасности, оптимально экономично и с высокой проходимостью, прилично огруженное может уверенно идти порядка 35 км/час. Правда вес, материал, диаметры баллонов, обводы днища и другие элементы конструкции несколько отличаются от моего плавсредства... Вообще при детальном вникании в конструкции этих каноэ становится очевидно, что лодки имеют свои серьезные отличительные особенности. Тем не менее скоростные показатели не должны значительно отличаться  - я так думаю... мне так кажется... Конечно все рассматривается в комплексе — это важно, т.е. лодка и мотор, возможности и желания и т.д.  Если коротко, то всего лишь один аспект из многих: слишком мощный мотор тяжел и прожорлив, т.е. будет топить корму, в следствии чего возникнет излишнее давление воды на заднюю часть днища, возможно изменение угла атаки. Как результат — волна в задней части лодки (то появляющийся, то пропадающий пузырь под дном) - гадость редкостная... Кроме того потребует много топлива при этом не будут задействованы все его лошади. Что не очень вяжется с автономными вылазками. Сейчас не принимаем во внимание удобство и физические нагрузки, которые достаются телу при перемещениях тяжелого мотора на суше (и это не всегда асфальтовое покрытие и 10-15 метров)... Хотя почему не берем? В планах уже маячат вылазки, где нужно будет пройти порядка 80 км по полноводной реке, затем осуществить волок около двух-трех км по пересеченной местности до таежного озера. Вот что делать в таких условиях с мотором весом 40 кг!?!

kanoe 7

      Таким образом опять подбираем золотую (для себя) середину. Кроме того, в выборе учитываем и тип двигателя — «винтовой», или «болотоход», или «водомет». Посмотрел еще на «аэро» винты, но их отмел сразу. Конечно у каждого типа есть свои весомые плюсы и минусы. Я достаточно подробно влез в тему (опять-же — только в теоретическую ее часть...). Болотоходы — интересные и разнообразные конструкции двигателей, но у нас представлены полукустарными производителями. Кроме того, комплекс = вес/компактность/экономичность/КПД не показался оптимальным. Да и их назначение не назовешь универсальным.

Водометы — бомба! Особенно не самостоятельный двигатель-водомет (как правило слабенькие на базе китае-моторчиков для мотокультиваторов), а именно водометная насадка на распространенные винтовые моторы, например японские. Но, во-первых они актуальны и эффективны с относительно тяжелыми моторами 9,9 (15) и более л.с., во вторых цена такой насадки сопоставима со стоимостью двигателя... Не буду утомлять  разными конструктивными «прелестями» этих типов водных движителей - у меня основную роль при выборе типа двигателя сыграл комплекс задач, возможностей и хотелок. Т.е.  исходим от первоначально определенных задач, которыми руководствовался при выборе лодки. Учитываем также емкость кошелька...

kanoe 8

      Итак, по совокупности всех «за» и «против» определен тип двигателя — самый распространенный = винтовой, как относительно универсальный для моих целей. Возможно будут эксперименты с другими моторами, но на сегодня как отправная точка, будет винтовой! На этом этапе я уже понял, что обязательно будут «танцы с бубном» при настройке положения двигателя на транце, т.к. нужно будет поймать самое высокое положение винта, при этом не допускающем «прохватов» и также поймать максимально эффективный угол наклона, подобрать сам винт (шаг) и т.д. Интересные мысли возникли, когда читал про Катабайд, на котором обычный винтовой мотор подняли на 12 см! Видимо это возможно благодаря тому, что при движении судна такой конструкции (катамаранная схема) туннель между баллонами заполнен водой (волны от баллонов встречаются под днищем). На моем каноэ под днищем конечно другие процессы, но баллоны находятся все-же немного ниже днища (5 см.), и расположены тоже не далеко друг от друга (порядка 40 см)... В общем — надо пробовать! Зачем мне нужно максимально-возможно поднимать двигатель? Во-первых это проходимость по мелким местам, а во-вторых это наибольшая эффективность и экономичность мотора (прямо на границе до «прохватов» - когда винт слишком близко к водной поверхности). Мулька в том, что в идеале (в зависимости от условий и загрузки лодки), высоту положения винта в воде нужно менять, т.е. опять-же в идеале, нужна регулируемая надставка на транец... Но возможно это и не понадобится, если результаты не будут критично отличаться. Нужно добраться до практики!

     Теоретическая часть этого вопроса очень увлекла и мне сейчас кажется, что я вооружен знаниями готов приступить к практике. Посмотрим... Выбор пал на винтовой двухтактник 9,8 л.с. К сожалению не получилось взять его у кого-то для тестов, дабы быть абсолютно уверенным в правильности выбора. Но что-ж делать, некое подобие уверенности добавили опыт и знания других. Мотор 9.8 л.с. весом 26 кг заказан и к середине августа жду его приезда из Владивостока, дабы перейти от слов к делу!

 

      Двигатель — от теории к практике. Или пробуем подружить именно это плавсредство, именно с этим мотором.

      Да, я был готов к «танцам с бубном»! Я понимал изначально, что можно было приехать в магазин, купить там понравившуюся лодку из «серийных». Продавцы тут-же подобрали бы двигатель из испытанных многократно «тандемов»  - и все — вперед! Но вспомните про мои задачи, описанные в начале текста — не очень меня устраивали многочисленные серийные варианты. Поэтому-то я и пошел своим путем, прекрасно сознавая, что сложности могут возникнуть, но «манил» результат. Итак, за две недели двигатель добрался из Владивостока до Екатеринбурга. О модели, качестве и других впечатлениях о двигателе — в другой раз. Если коротко, то я получил то, что ожидал (правда с некоторыми нюансами...). Вполне себе реальные 9,8 , симпатичного изготовления и вполне себе носибельный без всяких приспособ в одной руке (не далеко конечно). Настало время практических экспериментов тандема каноэ+двигатель.

kanoe 9

      Что сказать — все не так просто, как казалось...

Первое. Двигатель достаточно мощный, НО в комплекте с «грузовым» винтом с шагом 7... Вот этот момент я и не ожидал вообще! Возможно такому двигателю с именно таким штатным винтом идеально подошла бы «Казанка» или что-то в этом роде, но не легкое надувное каноэ... Для него каноэ слишком легко толкать, вылезло новое для меня явление = «перекрут» — после начального разгона стоит чуть резче довернуть ручку газа, как движок «идет в разнос» набирая бешеные обороты, винт практически в холостую вертится в воде как миксер, лодка замедляет ход... Возникает эта беда практически сразу после первой трети газа. Менял расположение двигателя на транце — поднимал, опускал, менял наклон. В этих манипуляциях активно использовал телескопический удлинитель румпеля дабы самому садиться то ближе, то дальше от двигателя, менял расположение груза по всей длине лодки. Нашел более-менее удачный вариант, но «перекрут» все равно проявлял себя, немного на разных оборотах, но примерно в одном диапазоне. Не приятная новость, но это решаемо заменой винта на более скоростной, полагаю нужен шаг 8 или 9, возможно 10  — с этим разберемся, т.к. по крайней мере понятно как это лечить.

kanoe 10

Второе. Незадача с НДНД. Как упомянул ранее — у судов такого типа бывает такое противное явление, как водяной «горб» (пузырь) в задней части дна на скоростях после 20 и при определенных условиях. Когда давление воды на дно становится сильнее давления воздуха в надувном дне. При этом вся конструкция становится «живой» и о стабильной динамике можно не мечтать. Встречались термины «эффект дельфинирования» и эффект «банана» - не хорошие вобщем явления, препятствующие стабильному поведению судна на скорости, значительно снижающие динамику и управление. Так вот эта гадость у меня проявилась... Решение уже было в голове «в запасе» - жесткая вкладка под НДНД. Вкладка кладется на дно лодки, затем вставляться НДНД и все накачивается до рабочего давления =  вкладка надежно прижата к дну и придала дополнительную жесткость всей конструкции. Эта подсказка одного замечательного «каботного» энтузиаста из Мурманска. Так как водостойкую фанеру толщиной около 10 мм у себя в городе я быстро не нашел (а надо было быстро...), также не получилось быстро найти какой-нибудь пластик нужных параметров (по догадкам это может быть материал, из которого изготавливают пластиковые подоконники), то пошел простым путем - покупаем лист обычной фанеры 10мм, пилим его по размеру НДНД (у меня получилось двумя кусками перекрыть 3 метра длины от транца к носу), шлифуем и закругляем края, усиленно обрабатываем яхтным лаком и получаем результат: Каноэ с одним седаком легко выскакивает на глисс сразу после 1 трети газа без проявления пузыря! Затем, как описал выше - «перекрут»... Обидно знаете-ли идти в «начальном» глиссе в 1/3 газа, когда знаешь, что «основные лошади» еще не подключились, но использовать их нельзя! Поведение лодки с фанерным вкладышем существенно изменилось в лучшую сторону. Да, и кстати выход на глиссирование на каноэ это немного другие ощущения: и в водоизмещении и тем более в глиссе лодка идет практически горизонтально поверхности воды. т.е. перед самым выходом на глисс нос не задран (нет «кобры») и ощутимого «прыжка на поверхность» и изменения урчания двигателя практически нет... Просто в какой-то момент каноэ плавно (но быстро) немного поднимается всем корпусом, чувствуешь некоторое ускорение и видишь изменение формы брызг воды из под первой трети лодки («съел» волну сопротивления). Пробовал «рулить» как на мотоцикле наклонами корпуса - у парня из Мурманска, на его Каботе это здорово получалось и он отмечал это как плюс. Нифига у меня не получилось — наклоняюсь на борт — каноэ не наклоняется и продолжает прямолинейное движение — и я с удовольствием отмечаю это как плюс... Это каноэ рулится двигателем и самое главное — предсказуемо! Если надо, то достаточно круто, при этом практически без наклона в сторону заноса. Оптимальным положением двигателя на транце пока что оказалось штатное... Не буду философствовать на тему жесткости конструкции и необходимости подобного рода доработок (если вообще считать внедрение фанерного вкладыша доработкой), так как эти «доработки» потребовались именно мне под мои конкретные хотелки с моими исходными данными. Если ставить перед собой задачу плаваний с двигателем 3-5-6 л/с, соответственно такой вкладки и не потребовалось-бы. Это просто мои цели и задачи. Ну ведь не всем нужен такой экстрим, например лавирование на скорости между топляком и мелями при приличной загрузке, да еще и в дали от цивилизации...

     Да, и конечно в первую очередь, до начала этих экспериментов было куплено 2 пневматических манометра для нагнетания понятного и одинакового давления в баллонах и в НДНД. Вернее ножная помпа с встроенным манометром и проходной проверочный манометр, которые использовались одновременно. Гадко то, что они показывают разные значения... Больше того, у товарища был арендован электрический насос с регулировкой давления и с манометром — на нем были третьи показания давления... Вот покупаешь вещь и почти уверен, что ей можно доверять, ан-нет же! Производители не утруждают себя проверкой качества своей продукции! Пришлось выбрать для себя усредненные значения показаний этих, с позволения сказать «приборов», которые «вроде как» соответствовали нормальному давлению, не излишнему, но и не слабому... Нужно искать нормальный манометр. Почему так расстроился по этому поводу? Потому, что если мы пытаемся добиться максимально-оптимальных скоростей и безукоризненного поведения каноэ, то вопрос правильного и одинакового давления воздуха очень важен именно в такой конструкции лодки.

      Ну и по сложившейся уже традиции, после «упражнений» едем на полевые испытания. Тем более, что двигатель уже прошел обкатку. На этот раз в два экипажа забираемся на север области на одну из замечательных уральских рек.  Мой экипаж 3 взрослых с походным шмудряком на 3 дня. Не слабо... На автомобилях добираемся до реки. Затем вверх по течению примерно на 30 км. Там ставим лагерь и на легке осуществляем вылазки в поисках трофея по реке. Место примечательно тем, что лагерь ставится на небольшом перешейке-лужайке порядка 100 метров между рекой и старицей, ставшей озером. Озеро длиной порядка 10 км и в нем водится разнообразная рыба... Соответственно  есть возможность на практике осуществить волок лодки и мотора — пусть совсем не далеко, но все таки «проба пера»! Загрузка каноэ приличная — полагаю порядка 350 кг. (может чуть больше...). При такой загрузке по реке, в которой к тому-же значительно упал уровень воды, и со штатным (слишком грузовым) винтом идем в уверенной водоизмещенке... Моменты появления «перекрута» сместились в диапазон «чуть больше половины» газа. Нужно «играть» с подбором винта! Замучил своих «матросов» то и дело заставляя перемещаться вдоль корпуса (на сколько было возможно), в поисках наиболее удачного расположения веса. Втроем на штатных банках разместились достаточно комфортно (надо будет изладить мягкие накладки). Принимая во внимание еще и шмотки — полагаю это путешествие на другом плавсредстве было бы под вопросом (во всяком случае). Надо помнить — при такой загрузке конструкция не любит халатности при размещении груза и пассажиров: основной вес должен быть расположен максимально-возможно по  продольной середине. Но даже при такой загрузке критичной поперечной валкости НЕТ! Как-то мы только набирали скорость, как второй экипаж похулиганил - обогнал на приличной скорости, пустив не слабую волну — покачались на ней практически без крена. Каноэ очень требовательно к давлению в НДНД и в баллонах — его надо поддерживать близким к рабочему и желательно одинаковым в секциях. Например, в этой вылазке разница дневных и ночных температур составляла порядка 18 градусов. Ранним утром лодка вела себя как воздушный шарик после праздника, хотя таковой не выглядела. Соответственно ни какой динамики  — как матрац. Правда на легке, в одного седока это практически не ощущалось — только в момент перед самым «выскакиванием» на глисс. Вспомнил встречавшуюся где-то на просторах ин-та формулу зависимости изменения давления воздуха от температуры... Приходилось немного добивать давление, а к полудню (особенно если выходил на берег), в лучах жаркого светила немного стравливать, дабы не искушать судьбу. Безусловно это не проявляется при не больших перепадах температуры. Скорость замерить не удалось по банальной причине забытого навигатора. Но, по ощущениям (при такой загрузке) она во-первых не изменялась существенно в зависимости от движения по течению или против или по озеру без течения. Во-вторых поведение лодки ни как не изменялось в зависимости от скорости. Очевидно, что такие, относительно малые скорости (около 15 км/час) даже при такой серьезной  загрузке, ни как не влияют на изменение геометрии дна и корпуса. Эх, мне-бы 2, 3, 4 винта разных характеристик для экспериментов! Оказывается подбор оптимального винта — это вообще отдельная история. Я это понял, как только увидел их разнообразие и многообразие... Разные внешние диаметры, формы лопастей и «шаг винта». К тому-же выясняется, что заявленный шаг одного производителя винтов может не соответствовать такому-же значению шага другого... И решил сразу — сейчас не до супер-точного подбора. Во-первых очень мало опыта — очень! Во-вторых мало времени. Другими словами сейчас постараюсь грубо подобрать целый шаг, например 8 или 9, возможно 10. А уже с более детальным пониманием процесса возможно полезу в сотые шага - 8, 25 ; 8,5; 8,75 и т.д. и может быть в формы винтов и т.п. Вообще тема, как выяснилось, достаточно емкая и важная, если ставить перед собой цель получить оптимальный результат. Итак, приступаем к подбору винта! Снимаем штатный винт, дабы быть уверенным при подборе и едем в магазин, где по мнению «общественности» адекватные цены, ассортимент и консультанты. Первое, что насторожило — на штатном винте нет маркировки (китайские товарищи не заморачиваются...). Консультант оказался действительно опытным, но и его «напрягло»  описание моего комплекта Лодка+Мотор. Во второй части разговора больше вопросов было от него ко мне, а не наоборот, и именно про лодку. Хорошо, что честно признался — опыта с судами такой конструкции нет... Вернулись к штатному винту и методом грубого сравнения выяснили его шаг = около 6,5* и его диаметр чуть меньше винтов у аналогов, т.е. винт видимо от 5-6 сильного мотора... Китайские товарищи комплектуют тем, что попадется под руку. Вот так вот... Один из не очень приятных моментов покупки оборудования по интернету (а я еще подумал — ну надо-же как все «гладко» прошло с покупкой мотора...). Как-же не будет «перекрута»! Это-ж как на подготовленный JEEP с 4х литровым мотором поставить колеса от Оки! В итоге коротких рассуждений был приобретен винт чуть большего диаметра и с реальным шагом 8*. Я почему-то был уверен, что нужен шаг 9*, но внимательно послушав мой рассказ о поведении «комплекта» в крайней «грузовой» поездке (описанной выше), консультант рекомендовал нацелиться на подбор двух винтов = для выездов с загрузкой близкой к максимальной и второй винт под «комплект эгоиста». Решили оттолкнуться от шага 8*. Теперь нужно добраться до воды!

     

Да, кстати по итогам на сегодня замечания-пожелания к штатной конструкции каноэ:

1.      Носовую ручку для переноски нужно смещать чуть выше, т.к. при выходе ходом на берег (если позволяют условия или есть такая необходимость) она цепляется за грунт (если присутствует относительно крутой берег). Ну или изменять конструкцию ручки.

2.      Вместо тросового леера на носу, все таки удобнее был-бы леер из ПВХ как на желтом 6-метровом прототипе Сплав Мастер (это конечно, если цель возить и крепить на носу сколько-то серьезные баулы с поклажей). Все таки высота кокпита на носу маловата, а поклажу желательно надежно закрепить. А, в идеале еще и укрыть тентом от дождя.

      Вот пожалуй и все пожелания, на сегодня. Были еще мысли по поводу усиления днища, но по факту на текущий момент, ни чего криминального с ним не произошло, не смотря на «не тепличные» условия испытаний. Все таки основные неприятности берут на себя баллоны, т.к. они чуть ниже днища, а они защищены дополнительной тканью.   

 

      Подбор винта. Часть вторая — долгоиграющая.

Кое как дотерпел до выходных... Уже привычные манипуляции по сборке комплекта на берегу и занимающие все меньше времени. Навигатор, тахометр и телефон с собой — вперед! Удивительно, казалось-бы такой «вертухлятор» как у Карлсона, а как изменяет все — скорость и поведение лодки! Просто очень уверенное поведение. С винтом 8.5х8*, наклон двигателя во втором положении и проставкой 3 см на транце стабильная скорость 33 км/час на 2/3 газа. На полном газу порядка 35, иногда 37 км. в час, но не стабильно. А на 2/3 просто очень стабильное уверенное движение! Ни каких намеков на «кобры», «бананы», подергивания, «прохваты» и взвизгивания мотора (перекруты) и прочие неприятности. Абсолютно уверенное движение в поворотах, по волне, по и против течения. Почти моментальный выход на стабильное глиссирование. Все четко, как и должно быть! Правда сначала было два часа «упражнений»... При штатном положении двигателя на транце движение не очень уверенное и очень много брызг от ноги, говорящих о том, что нужно искать дальше. Перемещался сам вдоль корпуса и перемещал груз. Пробовал наклон мотора в четырех положениях. Потом взялся поднимать двигатель на транце, используя три бруска разной высоты, подготовленные заранее. После этого, опять игра с наклоном. В итоге добился движения, при котором чувствуешь себя уверенно и просто получаешь удовольствие! То, что нужно! Каноэ легко скользит по поверхности, адекватно отзываясь на докручивание ручки газа и на повороты! Мотор при этом приятно стрекочет, не выдавая и намека, что ему тяжело. Просто класс! Но... Самый толстый брусок (3 см) на транце уже крайний для надежного крепления струпцин двигателя. При этом антикавитационная пластина двигателя находится на 4 см. ниже днища, а это значит, что возможно при приличной загрузке двигатель нужно будет поднять еще — нужна будет настраиваемая надставка на транец. Сложилось впечатление, что я пожалуй остановлюсь на этом винте и этой проставке под транец и этом наклоне! До того приятно сознавать, что добился чего хотел! Почти добился... Сейчас уверен —  продолжу поиск более «скоростного» винта для малой загрузки — все таки хочется добраться до максимальных возможностей этого комплекта. Тем более для этого есть все предпосылки — необычное, но очень интересное плавсредство каноэ Сплав Мастер, возможности которого еще толком не освоены. Есть подходящий для него (на мой взгляд) мотор 9,8. Остается только «накатывать» опыт!

          Итак, «лопухастый» винт Solas диаметром 8,5* и шагом 8* (по солосовски) показал себя не плохо, но чем больше я на нем катался при разных условиях и разной загрузке, тем чаще приходили мысли о том, что он не идеален. При поисках винта столкнулся с тем, что в нашем регионе тема водно-моторной техники «застыла» на одном, не самом высоком уровне... На форумах вопросы «какую лодку купить и какой мотор к ней» летит куча ответов типа: «использую «БРЭНД длина» с мотором «БРЭНД силы» - не заморачивайся — покупай такой-же комплект! При этом «на слуху» 3-4 брэнда и все... Это конечно объяснимо отсутствием больших водоемов и соответственно не очень популярным «занятием» у населения. Но все таки... Ведь даже очень одинаковые комплекты иногда ведут себя очень по разному... При общении на тему подбора винтов в специализирующихся на этой теме организациях-продавцах слышал однозначный ответ типа: «... какой винт ищете? Шаг 8,5*? Да нееет, такой винт вам ни кто не привезет, даже под заказ...». Объяснить мне назначение, разницу и связь между формами лопастей, диаметром и шагом не на словах а предметно, показывая винты так ни кто и не смог... На каком-то интуитивном уровне чувствую, что это очень важно и надо искать не только шаг, но и сочетание формы лопастей и общего диаметра! Жаль, но до сих пор мне не встретился «местный» опытный единомышленник. Где-ж ты, на какой реке, товарищ!?!

        Собственно, я к этому был готов, поэтому двигаюсь дальше самостоятельно. Покупаем винт Solas диаметром 8,5* и шагом 9* (кстати, такое ощущение, что других брэндов и других типоразмеров просто нет — у всех местных продавцов в наличии только это)... На очередную вылазку на реку, ставлю его. Ни чего не понял — куда делось стабильное поведение лодки... Опять «играю» высотой на транце и наклоном мотора. Вроде «поймал». Чуть-чуть дольше, чем обычно, выскакиваю на глисс, уверенный разгон, ручка газа за 2/3 и бац- мотор противно взвизгивает, винт «срывается» в бешеное вращение, скорость падает, мотор ревет... Не понял... Снова разгоняюсь, наблюдаю за струей воды у транца и за кильватерным следом. В какой-то момент чувствую, что мотор «пытается поднять корму»... Корпус каноэ против... Останавливаюсь, меняю угол наклона. Разгоняюсь, вроде нормально, разгоняюсь, срыва (проскальзывания винта) нет, но корма как-то странно себя ведет — пытается немного «ерзать» из стороны в сторону. Убираю проставку на транце. Разгоняюсь, вроде нормально, но от «ноги» мотора необычно много брызг. Особо не напрягают, но понимаю, что винт низковато и надо-бы поднимать мотор на транце, иначе «крадется» какое-то количество км/час. Загадки. А самое загадочное — стабильная скорость = волшебные 33 км/час!!! Ни чего не понял! Как! Почему? Точно как с восьмым винтом, только с ним какое-то, уверенное что ли, поведение каноэ... Ладно, будем «копать» дальше!

          А пока, по замечательной традиции — полевые испытания и «закрепление результата»... И наверное пора бы закрывать «водоплавающий» сезон (конец октября)! Маленькие пруды затягиваются ледком, температура держится плюс три -  минус восемь. Порядка 450 км на машине к берегу реки. По ней вылазка планируется на 25-35 км. против течения, там ставим лагерь и на легке курсируем в поисках рыболовного трофея. Загрузка приличная: двое «основательно утепленных» взрослых + сменная одежда + запас горючего 20 л. + палатка и другой походный шмудряк и питание на 2 ночи и 1,5 дня. При такой загрузке оставляю «восьмой» винт и конечно с собой «запаска». Первое наблюдение: плотность воды при низких температурах существенно изменилась и это прям видно — струя из под разгоняющегося каноэ напоминает кисель, а кильватерная струя удивительно правильной формы и совершенно без мелких брызг. Да, «лопухастый» винт SOLAS диаметром 8,5 дюймов и с шагом 8 дюймов у моего комплекта в таких условиях ПОЧТИ идеальный грузовой. Немного дольше, чем обычно, но каноэ выскакивает на глиссер. Двигатель приятно стрекочет на 2/3 газа. Каноэ бодро скользит против течения среди обворожительных осенних пейзажей. НО... как-же без этого... НО: основная масса поклажи и наши тушки распределены по корпусу лодки, как нам казалось правильно. НО... в какой-то момент напарник передвигается ближе ко мне (к корме), дабы выдать прикуренную сигарету иии АП — мотор увеличивает обороты, форма струи воды из под баллонов становится еще «острее», корма и весь корпус немного приподнимается - каноэ ускоряется... Нельзя сказать, что скорость увеличилась существенно, но заметно. Повторяем эксперимент. Такое ощущение, что лодка теперь глиссирует не на всей нижней части корпуса, а только на баллонах... (помните конструкцию? Дно выше нижнего среза баллонов на 5 см). Голова напрочь отказывается это принимать, но ощущения именно такие! Обмениваемся мыслями с напарником... Да нет, не может такого быть! А что же это такое тогда... Очень захотелось сунуть камеру под дно, дабы увидеть происходящее. Повторяем еще раз — получается. Не торопитесь недоверчиво улыбаться, лучше объясните это все... Я, например не очень понимаю... Вернее, я понимаю, что при такой загрузке и с таким мотором оторвать дно от плоскости воды и глиссировать только на баллонах невозможно — слишком маленькая их «рабочая поверхность». Это что же получается, у этого каноэ есть два режима глиссирования? Ведь четко отличать переходный режим и выход на полноценное глиссирование на этом каноэ я уже научился, да и перепутать сложно... Или при не очень правильном распределении груза все-таки проявляет себя какой-нибудь очень не заметный «тормозок» в виде не большого прогиба НДНД или какой-нибудь «не правильной» струи под дном, которая быстро исчезает при перераспределении веса? Да, и если вы помните — под НДНД у меня вкладка из фанеры, длиной чуть больше двух третей длины дна, которая придает дополнительную жесткость корпусу. Она не цельная, а состоит из двух равных частей, укладывающихся немного внахлест. Может быть что-то там все-таки немного прогибается и образует небольшой «тормозок»? Класс — я был уверен, что научился оптимально-правильно распределять загрузку по корпусу для увеличения скорости и избежания всяких неприятностей типа «дельфинирования», «банана» и тому подобных мало понятных, но не приятных гадостей на скоростях в районе 30 км/час, и вот на тебе. Еще и плотность (низкая температура) воды вносит свою коррекцию... Вот так, методом проб, ошибок, наблюдений и открытий проходит наше практическое знакомство с каноэ Сплав Мастер. Не обычное, но очень замечательное плавсредство, на мой взгляд! Дальше, немного передвинули банку напарника ближе к корме и двигались еще бодрее. И как-же замечательно с этого каноэ кидать спиннинги вдвоем. Все вещи оставили в лагере, поднялись выше по течению, сплавом пошли вниз и расселись подальше друг от друга, дабы не мешать забросам. Щука не очень активничала, но все-же порадовала мощными поклевками и вываживанием. Надышались густым таежным воздухом, насладились пейзажами, окунулись в осеннюю жизнь леса. Видели диких куропаток и собирающиеся на юг утиные стаи. Несколько раз порадовали своим выходом на берег реки одинокие, почти полностью побелевшие зайцы. Удостоились даже внимания любопытной лисы. Лосей и других диких крупных животных в этот раз не встретили, но следы их пребывания видели. Эх, ХОРОШО! Однако, наверное это уже крайняя, в этом году, вылазка на каноэ. Нужно качественно подготовить его к зимовке, чтобы в следующую навигацию активно применять по назначению и как можно чаще бывать в подобный уголках нашей замечательной планеты. Еще раз спасибо Сплав Мастеру за каноэ!


kanoe 11

  • Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Яндекс.Метрика